Перед летним перерывом наш чемпионат прошёл 40% своего пути –
были сыграны первые 12 туров. Общая аудитория Премьер-лиги, как и в
двух предыдущих сезонах, составляет 14,5-15 млн человек. Именно столько
жителей страны периодически, но с разной частотой, следят за ходом
турнира и выступлением своих команд.
Основная доля болельщиков (более 98%) предпочитает или имеет
возможность хотя бы время от времени наблюдать российское первенство
исключительно по ТВ, включая ретрансляции по Интернету. И лишь около 2%
аудитории хотя бы изредка посещают стадионы.
Всего на общедоступных каналах в прямом эфире можно было
увидеть 24 игры – по 12 на Первом канале и РТР-Спорт. Все эти матчи
транслировал и НТВ-Плюс, а игры с участием ФК "Зенит" (кроме первого
тура) ещё и региональный канал "100 ТВ".
А какие команды пользовались у федеральных вещателей
наибольшей популярностью? Это можно понять из следующей таблицы, в
которой представлено общее количество трансляций для каждого из клубов
(в скобках на Первом канале + на канале "Спорт" соответственно):
Рейтинг-лист центральных матчей РФПЛ-2009 по количеству телезрителей (топ-5 после 12-ти туров):
1. "Спартак" - "Зенит" (1-й тур) - 9,5 млн зрителей
2. ЦСКА - "Зенит" (9-й тур) - 9,5 млн зрителей
3. "Локомотив" - "Зенит" (5-й тур) - 9 млн зрителей
4. "Рубин" - "Спартак" (6-й тур) - 7,25 млн зрителей
5. "Кубань" - "Спартак" (2-й тур) - 7,25 млн зрителей
А меньше всего телезрителей заинтересовала игра 12-го тура "Москва" – ЦСКА, которую наблюдали 5,75 млн россиян.
Средняя ТВ-аудитория центральных матчей тура первой части
чемпионата составила 7,25 млн зрителей, что соответствует итоговому
показателю прошлого сезона, но уступает соответствующему значению для
2007 года (7,75 млн чел.).
Средняя ТВ-аудитория центральных матчей тура с участием пяти самых популярных российских клубов имеет такие показатели*:
1. "Зенит" - 8,75 млн зрителей
2. "Спартак" - 7,5 млн зрителей
3. "Локомотив" - 7 млн зрителей
4. ЦСКА - 7 млн зрителей
5. "Динамо" - 6,5 млн зрителей
* Центральные матчи тура смотрят как болельщики играющих команд, так
и часть поклонников других клубов и нейтральных любителей футбола.
Рейтинг-лист "вторых" матчей РФПЛ-2009 по количеству телезрителей (топ-3 после 12-ти туров):
1. "Зенит" - "Сатурн" (2-й тур) - 2,7 млн зрителей
2. "Рубин" - "Москва" (3-й тур) - 2,2 млн зрителей
3. "Динамо" - "Москва" (1-й тур) - 2,1 млн зрителей
Средняя ТВ-аудитория матчей при прямых трансляциях на телеканале
"Спорт" составила 1,9 млн зрителей. Это немного уступает итоговому
показателю прошлого сезона (2 млн чел.), причем в 2008 г. в прямом
эфире были два таких матча в каждом туре.
Посещаемость стадионов
Средняя посещаемость матчей РФПЛ уже пятый год подряд держится
в границах 12-13,5 тысяч зрителей. Это лучший показатель в Восточной
Европе, но ведущим футбольным державам континента мы уступаем в 2-3
раза. Что касается нынешнего сезона, то, без учёта игр на "нейтральном
поле" и "без зрителей", средняя посещаемость пока находится на уровне
прошлогоднего итогового значения - в середине указанного диапазона.
Примечание. Телезритель посмотрел футбольный матч, если он,
вне зависимости от места и канала просмотра ТВ, в том числе при
параллельных теле- или интернет-трансляциях, наблюдал более чем полчаса
его игрового времени.
Оценки Аналитического Агентства СК (основаны на
анализе данных мониторинга футбольных болельщиков РФ в 2002-2009 гг.).
Исследуемая аудитория - жители РФ старше 10 лет.